Любое физкультурное занятие начинается с занимательной разминки
1. Ты шагай, ты шагай, ноги выше поднимай!
Мы пойдём по дорожке, веселей стучите ножки!
Раз-два, раз-два, выше голова! (Ходьба друг за другом)
2. Вот пошёл снегопад, снегу каждый очень рад,
На носочки мы встаём, тихо-тихо все идём. (Ходьба на носках)
3. Мы идём с тобой на лыжах, снег холодный лыжи лижет. (Имитация ходьбы на лыжах)
4. По снегу петляет зайка, влево скок и вправо скок,
Ты его, лиса, поймай-ка, убежит он со всех ног. (Прыжки вправо-влево, продвигаясь вперед)
5. Холодно в лесу зимой, побежали мы домой,
С бегом будет веселее, с бегом будет нам теплее! (Бег)
Занимательная разминка в стихотворной форме разогревает мышцы ребят, подготавливая их к выполнению общеразвивающих упражнений. Она создаёт положительный настрой на все занятие.
Переходим к общеразвивающим упражнениям.
При составлении комплексов ОРУ учитываю возрастные особенности детей, подбираю имитационные упражнения или упражнения игрового характера, соответствующие теме.
Комплекс ОРУ с гантелями
Раз, два, три, четыре – будем всех сильнее в мире,
Будем в цирке выступать, бегемотов поднимать (гантели вверх – к плечам)
Силачи мы, силачи, в руках будто кирпичи,
Мы их на пол не бросаем, а к плечам их прижимаем (гантели в стороны)
Эй, дружочек, ты не стой! Слон качает головой,
Раз, два – не ленись, ну-ка ниже наклонись! (наклоны в стороны, гантели скользят по ногам)
При выполнении общеразвивающих упражнений с детьми используем различное физкультурное оборудование, к которому подбираю соответствующий лексический материал.
Комплекс ОРУ «Колобок» (с малым мячом)
1. Жили-были дед и баба на полянке у реки
И любили дед и баба на сметане колобки. (Наклоны головы)
2. Хоть у бабы мало сил, баба тесто замесила,
Колобок она слепила. (Наклоны вперёд)
3. Ну а маленькая внучка колобок катала в ручках. (Катание мяча в ладонях)
Комплекс ОРУ «Самосвал» (с плоским обручем)
1. «Буксовал он, буксовал, еле вылез самосвал» (Лежа на полу, сгибать-разгибать ноги в коленях)
2. «Самосвал сигналит громко: «У меня в пути поломка!» (Прыжки на 2-х ногах)
При выполнении упражнений ребёнок проговаривает доступный стихотворный текст, что способствует развитию речи ребёнка и обогащению его словарного запаса.
Следующий этап занятия – основные виды движений. Желательно, чтобы и они сопровождались рифмованными фразами, благодаря которым движения ребёнка становятся более координированными.
Основные виды движений
1. Ходьба «Раки»
Выше корпус поднимаем, и, как раки, мы шагаем.
Раки, раки, раки на хромой собаке, а за ними кот задом наперед.
2. Прыжки из обруча в обруч
Прыг-скок, прыг-скок, приземляйся на носок!
3. Отбивание мяча.
Эй, дружочек, не зевай, дружно мячик отбивай,
Чтобы прыгал и скакал, чётко в руку попадал!
Самый любимый для дошкольников момент физкультурного занятия – подвижная игра. Использование стихотворной рифмы в подвижных играх формирует коммуникативные навыки, познавательные способности, развивает двигательную активность. Названия некоторых игр придумываем вместе с детьми, используя образные сравнения, например: «Сердитый кот», «Каменный лев», «Ленивый поросёнок», «Спящий медведь». Это позволяет экономить время на объяснении и увеличивает моторную плотность занятия.
Подвижная игра «Каменный лев»
Лев из камня любит спать, будем годы мы считать,
Год спит, два – спит, двадцать лет подряд храпит.
Как пройдёт сто пятьдесят, будет он ловить ребят!
При восстановлении дыхания и переходим к играм малой подвижности, которые развивают дыхательную систему, все виды моторики. К ним относятся: самомассаж, игры на внимание, дыхательная и зрительная гимнастика, пальчиковый игротренинг. Характерным моментом в играх подобного рода является переход от общих, порой недостаточно управляемых движений к тонким, дифференцированным движениям.
Игры малой подвижности
Дыхательная гимнастика
Подуем на плечо, подуем на другое,
Нас солнце горячо пекло дневной порою.
Подуем на живот, как трубка, станет рот.
А теперь на облака – и остановимся пока.
Самомассаж «Снегири»
1. Ра-ра-ра, посмотри-ка, детвора! (Массаж лба)
2. Ря-ря-ря, взошла красная заря. (Массаж ушей)
3. Ре-ре-ре, растет рябина на горе. (Массаж носа кулачками)
4. Ри-ри-ри, клюют рябину снегири. (Массаж щек пальчиками рук)
Это не просто массаж биологически активных зон, но и закрепление чистоговорок из звуковой культуры речи.
Уважаемые коллеги! Используйте в своей работе рифмованные фразы! Уверена, что от этого ваши занятия станут более яркими и интересными!
Вот идёт чёрный кот,
(Шаги с высоким подниманием ног)
Притаился — мышку ждёт
(Приседания, руки к коленям)
Мышка норку обойдёт,
(Встать, повернуться)
И к коту не подойдёт
(Руки в стороны.)
ЗАЙКА
Раз, два, три, четыре, пять!
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул 10 раз.
ЁЖИК
Ёжик в бане вымыл ушки,
Шею, пятнышки на брюшке.
И сказал еноту ёж:
— Ты мне спинку не потрёшь?
АИСТ
Аист, аист длинноногий!
Покажи домой дорогу!
Аист отвечает:
— Топай правою ногой,
Потом левою ногой,
Снова правою ногой,
Снова левою ногой.
Вот тогда придёшь домой.
На носочки поднимайся,
Приседай и выпрямляйся.
Ножки в стороны,
Ножки вкось,
Ножки вместе,
Ножки врозь.
Ножки выше поднимаем
И на пальчиках шагаем,
После пальчиков на пятках,
А сейчас пойдём в присядку.
И чуть-чуть побегать нужно
Чтобы было нам не скучно.
Пробежали отдохнём
Воздух носиком вдохнём.
Вправо влево повернитесь
и друг другу улыбнитесь.
Раз присели, на два встали
С ветки яблочко достали
А теперь мы приседаем
И морковку собираем.
Утром надо рано встать,
Руки к солнышку поднять.
Ну а дальше приседай раз – два, раз – два.
От друзей не отставай раз – два, раз – два.
Бегай бегай ты быстрей раз – два, раз –два .
Будем мы с тобой сильней раз – два, раз – два.
Нужно нам передохнуть раз – два, раз – два,
Воздух носиком вдохнуть раз – два, раз - два.
Темным лесом, светлым лугом
Ходьба обычная
Мы шагаем друг за другом.
Чтоб цветочки не помять,
Нужно ножки поднимать.
Ходьба с высоким подниманием колена.
Ходьба друг за другом.
Меж деревьев мы шагали –
Ходьба «змейкой»
Вдруг мы поле увидали!
Если только бы вы знали –
Как мы быстро пошагали.
Ходьба в быстром темпе.
Ищем мы цветочки
Чтоб сплести веночки.
Ходьба врассыпную с приседаниями.
Вот букет огромный
вскоре мы собрали.
Ходьба друг за другом.
И ковер огромный на лугу соткали.
Козлята»
- Мы весёлые козлята, ловко делаем зарядку. Раз –два, раз – два, снова раз и снова два (машут руками)
- Наклонили мы головки,
Посмотрели: нет ли Волка.
Влево-вправо повернулись
И друг другу улыбнулись. (наклоны и повороты головы).
- На четвереньки станем дружно:
Спинку всем прогнуть нам нужно.
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Посильнее потянись.
- Вы на пол скорей садитесь,
Влево вправо повернитесь.
Посмотрите вы вокруг
Рядом с вами – милый друг
(повороты туловища вправо-влево, руки на поясе)
- Мы на спинки скорей ляжем, ножки всем свои покажем. Чтобы бегали быстрей и скакали веселей («велосипед» ножками).
- Воздух свежий мы вдыхаем,
Наши ножки выпрямляем.
Потянулись к небу мы.
Ой расти нам и расти. (упр. На дыхание)
- Высоко подняв колени, мы шагаем как олени (перешагивание через преграды)
- Дорожка стала так узка, идём ступая мы с носка (ходьба по канату)
- Сзади камушек упал, и нас немного напугал (пролезание в туннеле)
- Козлята грушу доставали, дружно весело скакали (прыжки вверх за грушей)
- Мы по мостику пойдём в ручеёк не упадем (ходьба по скамейке)
- Шишки в ручки мы возьмём, далеко мы их метнём (броски шишек)
а сейчас их соберём и в корзинку принесём (сложить в корзинку)
- Позади тяжёлый путь, нужно нам передохнуть
Погладим наши ножки и отдохнём немножко (упражнение на расслабление).
А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко (наклониться вперёд и покачать руками)
И отправились в дорожку. (шаги на месте или по кругу)
У нас славная осанка,
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
Ну а если надоест.
То пойдём все косолапо,
Как медведи ходят в лес.
Тики – так, тики-так, (стучим вытянутыми руками по бокам)
Так часики стучат.
Туки – так, туки -так, (руки перед собой, кулаки сжаты, "велосипед")
Так колеса стучат.
Токи – ток, токи -ток, (руки сжаты в кулаки, стучим одним об другой)
Так стучит молоток.
Туки – ток, туки- ток, (топаем по полу)
Так стучит каблучок.
Утром гномы в лес пошли. (шаг на месте)
По дороге гриб нашли. (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним-то раз, два, три - (наклоны туловища из стороны в сторону)
Показались ещё три! (руки вперёд, затем в сторону)
И пока грибы срывали, (наклоны вперёд, руки к полу)
Гномы в школу опоздали. (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили! (присесть)
Жил-был маленький гном (присели, встали)
С большим колпаком (вытянули руки вверх, соединили ладони)
Он был путешественник-гном. (руки на пояс, шаги на месте)
На лягушке он скакал: (прыгаем)
Прыг-скок, ква-ква!
И на стрекозе летал: (машем руками)
Ух, высоко! (встали на носочки)
По ручью плыл в чайной чашке: (плывём любым стилем)
Буль-буль-буль!
Ездил он на черепашке: (руки на пояс, потопать на месте)
Топ-топ-топ!
И, протопав все тропинки,
Он качался в паутинке, (качаемся из стороны в сторону)
Баю-бай! Баю-бай!
Утро придёт, (руки вверх, в стороны, вниз)
Гном опять в поход пойдёт! (шаги на месте
|