Пятница
22.11.2024
09:51
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сафиуллина А.А., инструктор по ФК.
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Категории раздела
Конспекты занятий. [11]
Конспекты мероприятий. [16]
Картотека подвижных игр. [9]
Комплексы утренних гимнастик. [6]
Видео. [1]
Мои достижения. [0]
Консультации. [95]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Прогулки с ребенком на свежем воздухе
19.01.2016, 09:21

Каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе – это совершенно необходимо для его здоровья. Маленькие дети не гуляют одни – их, как правило, сопровождают взрослые. В любом случае прогулка – это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы – живой и неживой, рассказать о жизни самых различных растений и животных. Это можно делать везде и в любое время года – во дворе городского и сельского дома, в парке, в лесу и на поляне, возле реки, озера или моря.

Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение, вызывает у ребенка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходиться. Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года.. .  При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка.

Следует отметить, что полноценное общение с природой, насыщенное познавательным интересом и приятными переживаниями, вызывает у ребенка общее состояние гармонии, душевного равновесия. А это – психическое здоровье, которое укрепляет организм в целом и является основой физического здоровья ребенка.

Очень важно, чтобы взрослый, гуляющий с ребенком, помнил, какими приемами, способами он должен приобщать малыша к тайнам природы. Прежде всего,  обращайте внимание малыша на то или иное явление, давайте  возможность его рассмотреть и почувствовать, а уже потом рассказать про него, пояснить, сообщить. Маленький ребенок с трудом воспринимает слова, а тем более речь взрослого. Поэтому взрослый не спешит с пояснениями, а дает возможность понаблюдать за природными явлением, при этом для его восприятия включает разные сенсорные каналы ребенка – предлагает ему не только смотреть, но и слушать, нюхать, трогать, гладить и пр. При этом не следует спешить – ребенок почувствует любое явление, если взрослый четко задает вопросы, делает паузы, еще и еще раз предлагает понаблюдать за ними. Такое неспешное общение с природой окажет большее влияние на развитие ребенка.

В любом возрасте можно привлекать внимание детей к явлениям и объектам неживой природы. Все малыши играют в песочнице: делают куличики, насыпают горки. Старшие дошкольники с удовольствием сооружают из песка интересные постройки – дома, мосты, плотины, дороги, гаражи. Задача взрослого – помочь ребенку сделать игру интересной, содержательной. Он вникает в замыслы, подсказывает сюжет игры, показывает новые приемы работы с песком, предлагает использовать дополнительные материалы (дощечки, коробочки, крышки, полиэтиленовые пакеты и пр.), которыми можно укрепить постройку, дополнить ее. При этом взрослый обращает внимание на различные свойства песка.

Не меньший интерес вызывает у детей камни – малыши любят их собирать, носить в карманах, хранить. Заметив интерес ребенка, обратите внимание на свойства камней – твердость, окраску, неровную поверхность, покажите маленькие и большие камни.

Старшим дошкольникам во время прогулки можно показать куски угля, мела, продемонстрировать, как интересно рисовать на асфальте, а затем рассказать, что это тоже камни и очень важные – их используют в хозяйстве.

Вода знакома ребенку с самого рождения, поэтому игры с ней вызывают интерес в любом возрасте. Важно, чтобы взрослый своевременно показывал новые действия с предметами и, самое главное, научил его наблюдать свойства воды и различные явления причинно-следственного характера, получающиеся от этих действий.

Тазик с водой на дачном участке поможет малышу понять, что вода прозрачная – сквозь ее толщу видны его ручки, разные предметы на дне. Она льется, плещется, ее можно черпать стаканчиками, переливать в разные емкости – она принимает любую форму. В процессе такой игры ребенок узнает, что одни предметы тонут в воде, а другие могут плавать по ее поверхности. При этом можно использовать и разные «бросовые» предметы: ровные скорлупки от грецких орехов, пластиковые крышки, бутылочки и т.п.

Вода интересна в разных естественных состояниях. Понаблюдайте вместе с ребенком, как течет ручей, пробивая себе дорогу среди камней или снега; как расходятся круги на поверхности воды от брошенного камня. Ребенку будет нескучно и в дождливую погоду, если он послушает, как дождь стучит по подоконнику или крыше, посмотрит, как по стеклу льются струйки воды.

Вода – это среда обитания многих животных, все они хорошо приспособлены к жизни в ней. Рыбы неслучайно похожи друг на друга: у них гладкое обтекаемое удлиненное тело, заостренная голова, плавники, чешуя, расположенная как черепица на крыше, - все это помогает им легко и быстро плавать в толще воды. Все водоплавающие животные (утки, гуси, лягушки, водные черепахи и др.) на конечностях (между пальцами) имеют перепонки, которые помогают им отталкиваться от воды и быстро плыть.

 Интересными могут быть наблюдения за воздухом – невидимый и почти не ощущаемый он совсем непонятен ребенку.  Понаблюдать за предметами, которые колышет ветер (ветки деревьев, белье на веревке, одежда и волосы людей, дружно склоняющие былинки и пр.) и определять: с какой стороны он дует, сильный или слабый, холодный или теплый. Воздух можно обнаружить разными способами: помахивая бумажным веером возле лица, бросая разные предметы в банку с водой и наблюдая, как при этом поднимаются пузырьки воздуха,  набирая воду в бутылку под водой, - в этом случае воздух с шумом вырывается вверх, его пузырьки громко булькают.

Ребенку будет интересно узнать, что воздух обладает плотностью и упругостью. Для этого следует обратить его внимание на то, как надувают воздушные шары. Большую радость доставляют ребенку мыльные пузыри – игра с мыльной пеной может стать не только развлечением, но и познанием свойств воздуха.

В любое время года с ребенком можно наблюдать явления светотени. В солнечные дни луч можно пускать маленьким зеркальцем. Ребенок с удовольствием научится делать бегающих «зайчиков», наводить их на разные предметы. Старшему дошкольнику при этом поясните, что луч света всегда прямой; встречая на своем пути зеркало, он отражается от него по прямой линии – именно поэтому на теневой стороне предметов получаются «зайчики». А вот если лучи солнца встречают на своем пути непрозрачные и неблестящие предметы, то они никуда не отражаются, - от предмета образуется тень.

Тень – очень интересное явление, поэтому постарайтесь рассмотреть с ребенком тени от разных предметов – неподвижных и движущих. Можно обрисовать тень на снегу, на песке, на асфальте. Во время вечерних прогулок с ребенком можно наблюдать закаты солнца: причудливую форму облаков, их необычную окраску, золотистую кромку, пробивающиеся сквозь лучи, быстрое наступление сумерек, меняющийся облик окружающих предметов.

Интерес, который возникает у ребенка во время прогулок, наблюдений за небом, разговоров с взрослым, окажет неоценимое воздействие на развитие его личности, разбудит воображение, фантазию, научит мечтать. Взрослый всегда должен помнить, что главная цель его педагогических усилий – это пробуждение чувственного и познавательного потенциала ребенка, развитие умения смотреть на окружающий мир широко открытыми глазами.

Категория: Консультации. | Добавил: Alfa
Просмотров: 239 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта