Здоровье – это один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.
Невозможно обойти вниманием такие важные проблемы, связанные со здоровьем подростков, как курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотических средств. Эти явления, получившие название “вредные привычки”, широко распространены сегодня в молодежной среде и оказывают огромное влияние на жизнь подростков любой возрастной группы.
Порой спрашивают, а с какого возраста следует вести пропаганду ЗОЖ?
Первые же понятия по ЗОЖ к ребенку необходимо прививать с возраста, когда он начинает активно познавать мир, т. е. с 2—3 лет. И этот процесс должен непрерывно продолжаться всю человеческую жизнь. Именно в дошкольном возрасте должен закладываться фундамент здорового поколения.
Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов.
В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.
Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.
Приоритетом нашего дошкольного учреждения является физическое развитие ребёнка, сохранение его здоровья. На базе детского сада созданы все условия для полноценного физического развития и оздоровления детей. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудованы физкультурные уголки: в них есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.
В группах детского сада созданы «уголки здоровья», где дети получают знания валеологического характера. В «уголке здоровья» накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководством воспитателей получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.
На физкультурных занятиях: в спортивном зале и на свежем воздухе, решаются оздоровительные, развивающие и воспитательные задачи. Во время занятий дети знакомятся с комплексом упражнений, целью которых является профилактика простудных заболеваний, плоскостопия и нарушений осанки. На занятиях активно использую музыкальные сопровождения, игровые и проблемные методы обучения. Широкий спектр физкультурного оборудования способствует развитию интереса к занятиям, укреплению здоровья детей.
В детском саду традиционно проводятся «День здоровья», «Велогонки», «Малые Олимпийские игры», «День защитника Отечества», спортивные развлечения, соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», эти мероприятия повышают эмоциональный настрой детей и родителей.
При проведении физкультурно-оздоровительного мероприятия дети в полной мере проявили активность, инициативу, самостоятельность, творчество, что благотворно повлияло на развитие их способностей и личностных качеств.
Конечно, без совместной работы с родителями, мы не пришли бы к хорошим результатам. Родители активно принимают участие в спортивных совместных оздоровительных мероприятиях, экскурсиях, походах, направленных на оздоровление детей. На родительских собраниях, индивидуальных консультациях учим оценивать здоровье ребенка, предлагаем картотеки комплексов гимнастик, упражнений для дома, советуем литературу и брошюры.
Соответственно, для родителей оформляем в «Уголке здоровья» рекомендации, советы:
• предлагаем папки - передвижки;
• приглашаем на экскурсии и походы;
• проводим анкетирования.
Все эти приемы позволяют нам постепенно стабилизировать, приобщить родителей и детей к здоровому образу жизни. Ведь одна цель — воспитывать здоровых детей.
Таким образом, совместная работа способствует укреплению и сохранению здоровья ребёнка, развитию его силы и выносливости, физических способностей, повышению сопротивляемости его организма болезням.
|