Как известно, нарушения в различных сферах у проблемного ребенка в большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками.
Физическое развитие детей с ОВЗ занимает особое место. В процессе физического воспитания и развития детей происходит не только становление двигательной сферы ребёнка, но и осуществляется формирование умственных способностей, нравственно – эстетических чувств, развитие речи, закладываются основы целенаправленной и организованной деятельности. Уровень физической подготовленности детей с ОВЗ играет важную роль в их социальной адаптации.
Дети с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей являются главным условием подготовки его к жизни.
В работе с детьми очень значимо взаимодействие педагогов и специалистов, которое решает оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционно-развивающие задачи и осуществляется по трем направлениям.
Совместные занятия с воспитателями, музыкальным руководителем, педагогом психологом, логопедом, инструктором по физическому развитию - это эффективный способ в работе с детьми ОВЗ.
Коррекционно-развивающая работа выстраивается с учётом индивидуальной особенности каждого ребёнка, подбирается специальный комплекс упражнений, дозировка физической нагрузки. От занятий не освобождается ни один ребёнок и каждый получает нагрузку, соответствующую его состоянию здоровья. Все занятия и коррекционная работа, носят игровой характер.
Грамотно, целесообразно создается и меняется двигательно-развивающая среда, учитываются разносторонние интересы детей, что способствует их физическому развитию.
В содержание работы с детьми ОВЗ входят:
•Уменьшение физической нагрузки в процессе занятий;
•Адаптирование сложных для выполнения упражнений на более легкие;
•Исключение некоторых видов упражнений по медицинским показаниям;
•Наблюдение за состоянием ребенка во время занятий инструктором по физической культуре, медицинской сестрой, воспитателем группы;
•Мотивация на улучшение результатов (похвала);
• Релаксация во время занятия;
•Оказание помощи ребенку при выполнении упражнений;
•Предоставление дополнительного времени для выполнения заданий.
Воспитатели совместно со специалистами для каждого ребенка разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут, который подразумевает эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения максимального результата в воспитании и развитии дошкольника.
Для детей с РАС физическая культура является не только необходимым средством коррекции двигательных нарушений, стимуляции физического и моторного развития, но и мощным «агентом социализации» личности. Для развития двигательной сферы аутичных детей важен осознанный характер моторного обучения. Аутичному ребенку сложно регулировать произвольные двигательные реакции в соответствии с речевыми инструкциями. Он затрудняется управлять движением согласно указаниям другого лица и не в состоянии полностью подчинить движения собственным речевым командам. Поэтому основными целями обучения аутичных детей на физическом занятии являются:
•развитие имитационных способностей (умения подражать);
•стимулирование к выполнению инструкций;
•формирование навыков произвольной организации движений (в пространстве собственного тела и во внешнем пространстве);
•воспитание коммуникационных функций и способности взаимодействовать в коллективе.
Организация физкультурно-оздоровительной работы для детей с задержкой психического развития имеет важное значение в коррекции отклонений физического развития детей данной категории, и, соответственно, свою специфику. Для детей с ЗПР характерно наличие патологических изменений в эмоционально-волевой сфере: повышенная возбудимость или, наоборот, инертность, отмечаются трудности в формировании у них социальной мотивации деятельности. На занятиях по физкультуре у детей данной категории выявляются затруднения в восприятии, понимании, выполнении общепринятых строевых команд, игровых правил и условий. Они с трудом усваивают названия частей тела и движений, часто не могут представить движение по словесному объяснению и соотнести инструкцию с показом, медленно усваивают и быстро забывают предлагаемый материал. Важно учитывать, что у дошкольников с ЗПР выявляются трудности при выполнении движений по словесной инструкции.
Физическое воспитание детей с НОДА включает специальные коррекционные упражнения, способствующие преодолению недостатков физического развития и осуществлению взаимосвязи с медицинской реабилитации детей. В общеразвивающие упражнения на развитие мышц шеи, мелкой моторики рук, на формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета, мышечно-связочного аппарата стопы.
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья строится по принципу сотрудничества, умение передать каждому ребёнку определённые знания, умения и навыки. Каждый педагог понимает, что только при наличии подлинного сотрудничества взрослого и ребёнка можно добиться положительных результатов. Проводя оздоровительную работу, мы стараемся создать у таких детей устойчивую мотивацию и потребность в сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих.
Системная работа по здоровьесбережению, физическому развитию и повышению двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья ведётся на протяжении всего учебного года. Все мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день в различных видах деятельности.
Этому способствует созданная здоровьесберегающая предметно-развивающая среда:
Физкультурный зал, оборудованный стандартным и нестандартным.
Спортивная площадка, оборудованная стационарным оборудованием для развития основных видов движения, позволяющая проводить непосредственно-образовательную деятельность, оздоровительный бег и спортивные мероприятия на открытом воздухе.
В группах созданы спортивные мини — центры, оснащены спортивным инвентарем, нетрадиционным оборудованием: для профилактики нарушений осанки, плоскостопия, зрения, заболеваний верхних дыхательных путей.
В работе используются следующие коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: подвижные и спортивные игры, физкультурные минутки, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика корригирующая, динамические паузы, гимнастика для глаз, гимнастика после дневного сна, релаксация. В зависимости от состояния детей и целей, определяется интенсивность технологии.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни:
- Непосредственно – образовательная деятельность 2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз на спортивной площадке.
- Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия). Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности
3. Коррекционные технологии:
-Технологии музыкального воздействия
- Психогимнастика (мимика и пантомимика)
Для удобства использования некоторых методик в работе с детьми были составлены:
· Картотеки оздоровительных игр;
· Картотека игрового самомассажа.
Составлены оздоровительные комплексы:
· Дыхательной гимнастики;
· Пальчиковой гимнастики;
· Фонетической ритмики;
· Артикуляционной гимнастики.
При систематической работе с особыми детьми по физическому воспитанию с включением системы коррекционно - восстановительных мероприятий можно добиться существенных результатов уже на ранних этапах обучения. И только совместными усилиями можем помочь детям с ОВЗ успешно учиться в школе, жить в коллективе, адаптироваться в обществе.
|